Евгений Музыченко (emuzychenko) wrote,
Евгений Музыченко
emuzychenko

Урумчи

В Урумчи прилетели в четыре часа дня - а время в Синцзянском округе хитрое, официально оно пекинское (всекитайское), а реально - местное, на два часа меньше (совпадающее с новосибирским), по нему и работают многие негосударственные организации - магазины, офисы, мастерские и т.п.

Телефон при включении снова нашел China Unicom, как и в Санья, но SMS ни брату, ни его жене на Билайн отправить не удалось, как и в первый прилет ("message not sent"). Однако, где-то через час SMS все-таки стали отправляться, и дальше отправлялись нормально. Загадка.

На улице прохладно (несколько градусов в плюс), но сухо и довольно комфортно. По прогнозу на CNN обещалось 17 днем и 9 ночью, но было явно ниже девяти.

Поселились в отеле "Локомотив" - и на вывеске, и на визитках название написано только иероглифами и по-русски, записи на пиньинь нет вообще. Отель трехзвездочный, но, с моей точки зрения, излишне пафосный - монументальные колонны, везде мрамор, большие картины с изображениями писателей/поэтов, в номере чисто деревянная мебель, в санузле - раковина и унитаз с орнаментами, опять же все в мраморе. Похоже, это какая-то старая гостиница, которая когда-то была высококлассной, а потом ее переквалифицировали.

К вящей радости, под столом обнаружилась неприметная дырка с разъемом RJ-45, а после втыкания туда сетевого кабеля обнаружилось, что интернет еще и халявный, причем слегка побыстрее, чем в Golden Palm.

В номере жарковато, на стене - блок управления климатизатором с плавной регулировкой температуры. Включил на "Hi", выставил на 22 градуса, но прохладного воздуха так и не дождались. Зато холодильник оказался противоположного свойства - будучи выставлен на минимум, за ночь чуть не заморозил фрукты.

Зная, что рынки в основном закрываются в пять местного (семь пекинского), а было уже почти четыре местного, решили скататься на часок на Биньцзян, чтобы иметь представление, с чего начинать утром. Вышли на дорогу - такси мало, и все занятые. Постояли минут пять - сзади сигналят. Оборачиваемся - выезжает откуда-то из двора машина вполне себе представительского класса, новая, чистая, водитель машет рукой. Подхожу, говорю "Биньцзян" - кивает, спрашиваю "сколько" - показывает на телефоне 15. Уточняю - действительно, юаней, а не каких-нибудь долларов. Офигеваем, садимся, едем. Ехали километров десять или около того - в основном по магистрали, потом еще немного по обычным улицам. Везде очень много вывесок магазинов и торговых контор, почти все дублированы на русском.

Приехали к четырехэтажному корпусу, на котором написано "Рынок автозапчастей Биньцзян". Идем к стеклянной двери, над которой крупная надпись "Вход в рынок". Входим - там лестничная клетка, полумрак, грязновато, на полу коврик, на коврике молится уйгур. Вниз - лестница в подвал, лестница наверх закрыта чем-то вроде рольставней. С виду такое впечатление, что закрыто, хотя вроде бы еще рано. Спустились в подвал - там тихо и безжизненно. Вышли на улицу, зашли сбоку - там спуск в подземную часть, где стоит несколько жутковатого вида прессов для упаковки одежды в компактные кубики весом по 50-100 кг, вокруг - группы не то китайцев, не то уйгуров, не то казахов/киргизов. Попытался спросить, где вход на рынок - поняли так, что я хочу что-то конкретное купить, давай спрашивать, что мне нужно. С трудом отвязался, вернулся наверх - мама уже нервничает, на улице холодает, ветер, начинается мелкий снег.

Побродив еще минут пятнадцать, снова зашли в главный вход, и тут меня осенило подойти к занавесу и подергать его. Оказалось, что это плотный многослойный брезент, и вход не закрыт, а просто занавешен - очевидно, для утепления. Самое удивительное, что об этом нигде не пишут - на новосибирских или владивостокских рынках такого нет, поэтому человеку, не знакомому с такой спецификой, может и в голову не прийти, что вход не закрыт, а нужно просто отворачивать полог и пролезать внутрь. Наверное, в часы активной работы рынка это очевидно, а мы вечером не видели ни одного входящего или выходящего, и вполне могли бы уехать, посчитав, что все уже закрыто.

Проникли внутрь - там длинные проходы вдоль этажей, на каждом этаже куча комнат с обычными дверями, в комнатах - лавки. Вторая неприятная особенность - в лавках, двери в которые открыты, проемы тоже занавешены непрозрачной тканью, на которой написано чаще всего что-нибудь общее - "добро пожаловать", "Аня и Сережа", номера телефонов. Изредка, правда, встречаются надписи "кофта", "сумки", "обувь", но они могут и не соответствовать реальному содержимому. Получается, что в каждую лавку нужно, как минимум, просунуть голову и оглядеться, а после выхода из лавки нужно вспомнить, в каком направлении шел, ибо снаружи они все на одно лицо.

В принципе, у каждой двери есть номер, в котором первая цифра - номер корпуса, а вторая - номер этажа, но и эти номера не уникальны. Есть минимум два корпуса, номера комнат в которых совпадают между собой.

На Биньцзяне в основном обувь, одежда и текстиль, много оптовиков, в розницу продают заметно дороже. Но главное - там все то же барахло, что продается у нас на рынках. Более-менее приличных вещей там мало - например, таких джинсов, шорт и футболок, которые мы покупали в Санья по 30-80 юаней, там просто нет.

Зато есть мелкая и средняя электроника - всяческие кабели, переходники, адаптеры, USB-хабы, мини-телевизоры, переносные DVD-плейеры, автомагнитолы и ресиверы. Ну и телефоны, конечно же, но в них я не вглядывался.

Вышли с рынка - на улице паршиво, идет мокрый снег, повсюду лужи. Заметили на противоположной стороне улицы ресторан - оказался с типично русско-среднеазиатским меню, а хотелось нормальной китайской еды. Забили на него.

Стали ловить такси - снова все идут занятые. Буквально через пару минут подруливает мужик, опять-таки на непростой машине, и охотно соглашается отвезти в отель за 20 юаней.

В отеле решили не мудрствовать, а попробовать поесть в местном ресторане. Ресторан назывался "Алматы", на рекламном щите обещались "блюда казахской, русской и китайской кухни", но на практике там оказались только первые два типа. Идти куда-то еще было лень, поэтому взяли овощной салат, солянку, манты и кофе. Тарелки с едой притащили огромные, съели с трудом, хоть было и очень вкусно, а обошлось в каких-то 90 юаней.

Попутно выяснили у компании ужинавших мужчин, что к известному "сотому" магазину нужно ехать в ту же сторону, что и на Биньцзян. Поскольку картинка с иероглифическими названиями и адресами была только у меня на КПК - пришлось потом взять бумажку, и старательно, но довольно коряво, перерисовать иероглифы с экрана. Потом показал их девушке на ресепшн - оказалось, что даже в моей кривой перерисовке иероглифы легко читаются. Может, мне стоит заняться каллиграфией? :)

Комнатный климатизатор, похоже, охлаждать не умел совсем - спать пришлось с открытыми окнами, и все равно было жарко. Утром выглянул в окно - удивился, ибо вечером везде было мокро, а утром за окном вид был сухой, чистый и благостный, даже с зеленой травкой на газоне. Это насторожило - стал внимательно смотреть по сторонам и обнаружил, что окно выходит во что-то типа внутренней оранжереи, а метрах в двадцати, за большим витражным окном - уже улица, а там - снег сантиметров двадцать.

Вышли - вокруг полный апокалипсис. Работники отеля, отгребающие снег от входа, толпа офигевших водителей, пытающихся откопать машины, целиком заваленные снегом, несколько девушек, просто беспомощно взирающих на свои машины и соображающих, с какой стороны к ним подойти, несколько машин, уже прочно засевших в снегу, еще несколько, отчаянно виляющих и визжащих летней резиной, но кое-как двигающихся по колее. Народ выглядел натурально обалдевшим - я их понимаю, сам обалдел после благостных прогнозов CNN ("ясно, температура плюсовая, возможен небольшой снег").

Поймали такси, после чего я несколько минут объяснял таксисту, что меня нужно везти на Биньцзян, а маму - в "сотый" магазин. В итоге таксист покивал и поехал, довез меня до Биньцзяна, а мама поехала дальше. Потом выяснилось, что "сотый" был гораздо ближе, и можно было вначале проехать через него, но таксист, которому вначале было ткнуто пальцем в "Биньцзян", а потом - в "сотый", воспринял слишком буквально.

Тариф на такси в Урумчи - 6 юаней за посадку и 1.3 юаня за километр. По сравнению с тарифами в Пекине и Санья - практически даром.

На Биньцзяне быстренько обошел пару десятков электронно-компьютерных лавок, купил еще один кардридер-"свисток" за 10 юаней (впоследствии оказалось, что там все-таки есть нормальная защита записи), двухбатареечный зарядник за 20 юаней (при ближайшем рассмотрении выяснилось, то у него не типовой разъем USB, а какой-то из mini, что неудобно), и пару адаптеров USB MIDI по 25 юаней. Еще по просьбе мамы купил электрический маникюрный набор с пятью насадками за 30 юаней (просили 35), а потом в другой лавке увидел такой же, за который просили 20.

Маме купил маленький переносной DVD-плейер за 390 юаней, а брату - автомобильный телевизор за 300, оба с 7-дюймовыми экранами.

Попытался найти, где продают радиоуправляемые игрушки - выяснилось, что почти нигде, попалась только пара-тройка мелких лавочек в переходах. В итоге пришлось хватать, что попало - экскаватор и машинку-перевертыш. Когда вернулся в отель - оказалось, что на рынке у отеля этих игрушек полно, хотя гид уверяла, будто там только детская одежда и обувь. А с мамой у нас была договоренность, что радиоуправляемые игрушки буду искать я.

На обратном пути опять подрулил частник на приличном микроавтобусе, и попросил всего 10 юаней до Локомотива. Вообще, я тихо фигею с урумчинских автовладельцев - то ли они не так ленивы, как наши, то ли их все же достает кризис, но попробуйте представить себе новосибирца, даже на убитом москвиче, который бы согласился везти за 10 километров, да еще по снежной каше, за 50-75-100 рублей. Это ж фантастика. Как говорится, "вы есть слишком много кушать" (C). :)

Представители турфирмы, несмотря на клятвенные обещания вывезти всех в 16:00, вывезли только через час, так что мы, ожидаючи в холле, успели еще и пообедать в том же отельном "Алматы". В принципе, я бы на месте представителей сделал бы точно так же: напугал всех, что машина будет на час раньше расчетного времени, дабы к расчетному подтянулись все опоздавшие. Но группа попалась пунктуальная, все собрались заранее.

В Урумчинском аэропорту наблюдал группу наших туристов с баулами, которых какая-то девушка в форме пыталась заставить что-то куда-то заплатить, судя по разговорам - за вес, причем еще до регистрации и взвешивания багажа, на которую и не пускала. Народ справедливо возмущался, спрашивая, не заставят ли их после регистрации оплачивать вес дополнительно. Судя по отзывам на форумах, в этом аэропорту периодически кого-то разводят на доплату то за чужой багаж, то за неизвестно откуда взявшийся перевес - возможно, был именно такой случай. У нас перевеса не было, регистрация прошла без эксцессов.

В аэропортовском кафе сели выпить кофе - за маленькую чашку попросили по 50 юаней. Офигели, спросили чаю - этот оказался по 30 юаней за чашку. Чай заварили свежим кипятком - пить было невозможно, а посадка заканчивалась. В итоге оба только обожглись, бросили это дело и пошли в самолет, где догонялись апельсиновым соком, чаем и довольно приличным кофе. :)
Tags: Китай, Урумчи, путешествия, торговля

• Французские названия :)

Французы, как и мы, не заморачиваются придумыванием специальных названий: у нас - кондитерская, булочная, сливочная, у них -…

• Чихание, оргазм и эволюция :)

Давно известна поговорка "чих - это маленький оргазм". :) Многие целенаправленно вызывают чихание, нюхая табак (снафф), поскольку получают от чихания…

• Минтаевая икра

До вчерашнего дня я был уверен, что минтаевая икра массово продавалась исключительно в СССР, вместе с самим вездесущим минтаем (" Баранья грудинка,…