Евгений Музыченко (emuzychenko) wrote,
Евгений Музыченко
emuzychenko

Category:

Аварийные ситуации на самолете и автомобиле

Возвращаясь с югов в середине октября, под ежедневными дождями, поглядывал на раскисшую обочину, кое-где глубоко продавленную колесами, и поеживался. Однажды попробовал съехать на внешне сухую и симпатично выглядевшую обочину, присыпанную гравием - еле выбрался обратно на асфальт. Даже думать не хочется о том, что будет, если на скорости хотя бы 80-100 вылетишь туда хотя бы правыми колесами, не говоря уже о полном выезде.

Под это дело вспомнились активные дискуссии осенью 2006, когда в плоском штопоре упал Ту-154 под Донецком. Тогда на свет вытащили воспоминания Мезоха о том, как он после катастрофы 1985 под Учкудуком испытывал Ту-154 на срывных режимах, и признавал, что без противоштопорного парашюта Ту-154 из плоского штопора вывести невозможно. Народ из этого делал выводы типа "авиапромышленность экономит на противоштопорных парашютах", "Ту-154 нужно запретить, ибо он не выводится из плоского штопора" и т.п. И это при том, что за всю историю больших пассажирских самолетов были лишь единичные случаи катастроф по причине входа в штопор.

Аналогия - непосредственная. Что легковая машина, слетев с асфальта на раскисшую обочину, гарантированно окажется в кювете или овраге, и с высокой вероятностью - кверху колесами, что типовой пассажирский самолет, попав в срывной режим, почти гарантированно грохнется - либо в штопоре, либо развалившись в воздухе при попытках вывода из оного. Противоштопорных парашютов на пассажирские самолеты не ставят по той же причине, по которой не выдают пассажирам обычных парашютов, ибо по сумме всех рисков они приводят не к повышению безопасности полета, а не к ее снижению.

Мораль проста, и многократно озвучена специалистами: нельзя доводить до подобных ситуаций. А коли до них дошло - ситуация развивается неконтролируемо, и предусматривать какие-то меры именно да такой аварийный случай особого смысла нет. Как водителю, в нормальных условиях допустившему съезд с асфальта, уже вряд ли поможет на обочине какой-нибудь зубастый протектор, так и пилоты, допустившие сваливание самолета, вряд ли сумеют грамотно воспользоваться противоштопорным парашютом и выполнить все необходимые действия по выводу самолета. Иначе говоря, катастрофа случается уже в момент потери управления, и те секунды, в течение которых автомобиль или самолет пока выглядит целым, практически не влияют на его дальнейшую судьбу. Грустно, но факт.
Tags: авиация, авто
Subscribe

  • Батут, дождь и ОТО :)

    Полез на стоящий во дворе батут, чтобы поправить кольцевой мат, сбитый ветром во время вчерашнего ливня. Стоило потянуть мат, скомканный ветром у…

  • Экран для дверного проема на балкон

    В съемном доме, где мы сейчас живем, нет кондиционеров. Их тут вообще как-то очень мало - народ говорит, что для установки сплит-систем даже в…

  • Кошки :)

    В списке того, на что можно смотреть бесконечно, определенно не хватает играющего котенка. :)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments