?

Log in

No account? Create an account

Евгений Музыченко

Previous Entry Share Flag Next Entry
Музыкальная культура
emuzychenko
В 80-е я жил в Ленинском районе Новосибирска (одном из самых неблагополучных), и учился в заурядной советской школе. Половина учеников этой школы уходила после восьмого класса (большинство - в ПТУ, меньшинство - в техникумы). Те, кто осилил десятилетку, поступали преимущественно в вузы типа речного и ЖД транспорта, в мало-мальски престижные поступали единицы, а в университет не поступил, по-моему, вообще никто за всю историю школы.

Так вот, даже среди учеников нашей школы слушать популярную советскую эстраду (Пугачева, Лещенко, Хиль, ВИА "Пламя", "Самоцветы", "Веселые ребята" и т.п.) считалось признаком культурного убожества. :) Минимальное, что более-менее котировалось - это ABBA, Boney M, Eruption, Demis Roussos и подобные поп-артисты. Те, кто претендовал на наличие музыкального вкуса, добывали то, что не звучало ежедневно из телевизора и радио, чего не было в широкой продаже. Многие разбирались в стилях жанров, умели определять основные музыкальные свойства песни, даже если сами музыкой не занимались.

Наши дети, их друзья и соученики постоянно что-то слушают и часто с удовольствием напевают, в том числе громко и хором, но музыкального вкуса за этим не просматривается совершенно. :( Все определяется тем, насколько популярен артист в широких массах, насколько он эпатажен, что он (или его представители) пишет в своем блоге и т.п. Музыка и тексты могут быть любой степени убожества, лишь бы народ поддерживал.

Грустно это.


  • 1
При старом режиме в музыке, особенно зарубежной, было что-то сакральное, как правило трудно доступное. Ну попробуй найди пластинку Назарет или Лед Зеппелин с нужным концертом, даже если и денег на неё насобирал, а сейчас достаточно произнести название в микрофон смартфона и тебе выдадут что угодно в любом виде

Действительно, кто-то стремился к этой самой сакральности. Но большинство все же сходилось на том, что советская эстрада, за небольшим исключением, была примитивна в содержательном плане. Даже у ABBA и Boney M немало интересных текстов, не говоря уже о более серьезных артистов. А у советских популярных преобладали патриотические и слащаво-сопливые. Кстати, что показательно, многие их тех эстрадных песенок не так давно реанимированы, и вполне себе востребованы молодежью.

Ну, ежели бы совейская эстрада была вовсе пропаща - вряд ли рокеры сейчас перепевали бы её в таких объёмах. И текста тогда были гораздо более содержательны и аранжировки богаче независимо от стиля.
Нонконформизм - это уже другой вопрос.

Я, например, считаю гораздо бо́льшим убожеством переться от текстов, которые заведомо не понимаешь, не пытаясь хотя бы минимально вникнуть в их смысл.
Да и всеобщая англофилия среди самих исполнителей полувековой давности им заметно минусует в карму, несмотря на обилие талантливо созданных вещей.

Хм, какие именно рокеры перепевают ее в объемах? В объемах перепевают самые, что ни на есть, попсятники.

Тексты были содержательны в основном у серьезных авторов, а большинство певцов и ансамблей пело про цветы, реки и несчастную любовь, как итальянцы - про солнце, море и сладкую жизнь. :)

Где можно послушать множество богатых аранжировок советского периода? Временами попадались, конечно, но в среднем нынешняя попса аранжирована лучше - хотя бы за счет наличия готовых шаблонов, софта и спецов, занимающихся только аранжировками на потоке.

А как можно переться от текста, не понимая его? Переться можно от звучания музыки/голоса, вида/поведения артистов и т.п. Ну, или от самого факта обладания престижной записью. :)

Каверы появляются регулярно, включаясь в альбомы отдельных групп или же в сборники (см. например, "Детский сад - штаны на лямках").
У Чижа, Покровского, Zdob şi Zdub, "Элизиума", "Волги-Волги" каверы представляют собой весьма заметную часть творчества, а группа "Приключения Электроников", напрр, полностью специализируется на них.

Ну а то битлы и прочие Rolling Stones не пели про любовь. И про социальные проблемы они и наши официально аккредитованные товарищи пели примерно в одном ключе. А ещё современные рокеры не стесняются, ровно как и советские композиторы, юзать стихи Роберта Бёрнса, Саши Чёрного и прочая.
Согласись "Не отрекаются любя" - на пару порядков содержательнее, чем "Попробуй м-ма, м-ма, попробуй джага-джага...". Хотя вроде то пралюбофь и это пралюбофь.

В СССР вообще-то считалось хорошим тоном иметь на сцене оркестр. И были студии, приспособленные под запись оных, которые в нынешнюю прогрессивную эпоху признаны ниринтабильными. Это к вопросу о богатстве аранжировок.

А много ли народу у нас знало (да и знает) английский язык дальше My name is Petya, London is the capital of Great Britain? Я уж не говорю об итальянском или, прости господи, венгерском. Одно "на тебе соси, Мария" чего стоит...

"Детский сад" и прочие перечисленные мне как-то не близки, я просто не в курсе, что они поют. Если каверов настолько много, то выходит, что деградация еще шире, чем я думал. :)

Ранние битлы - классическая попса, с соответствующим уровнем музыки и текста. И я ничего не говорил о социальных проблемах - содержательность текста не имеет никакого отношения к его актуальности. Это, в первую очередь, количество неочевидной и небанальной информации, которую он несет, признаки размышления, работы ума.

Если бы советские исполнители чаще использовали стихи серьезных поэтов - глядишь, и восприятие в культурной среде было бы иным. :)

Само по себе наличие оркестра (а также его размер) никак не соотносится с богатством и качеством аранжировки. Можно сделать хорошую аранжировку для пяти-семи голосов, а можно и тридцатью сыграть бедно и плоско. А оркестры вытесняются потому, что уже давно лишь малая часть слушателей в состоянии отличить акустический инструмент от электронного, тем более - в составе ансамбля. Для кого стараться?

Те, кто не знал или не знает языка, вполне в состоянии воспринимать музыкальную часть песни, умение владеть голосом и прочее.

И не "соси", а "поссы". :)

Кому выгодна дебилизация населения - отдельный и очень важный вопрос :)

Что же касается предмета обсуждения в целом, то мне это напоминает тот самый анекдот про желание выделиться из толпы, которое приводит в толпу желающих выделиться. "А чо ты как все?" - предъява не умней, чем "а чо ты не как все?" ))
Ещё Шахрин над таким стебался в песенке "Белая ворона".

Не знаю, кому как, а мне во фразе La vida es asi слышится именно "соси", и во всяких шутках про ослышки фигурирует именно оно. Про "поссы" - это новость :)

Предъявы "а чо ты?" в любом случае неумны, вне зависимости от содержания. :)

Пардон, давно не слушал - не "поссы", а "зассы". :) Там достаточно четко звучат "з" и "ы".

  • 1