?

Log in

No account? Create an account

Евгений Музыченко

Previous Entry Share Flag Next Entry
Автономный источник питания для КПК Loox 720
emuzychenko
Пребывая в ужасе от предстоящего 11-часового перелета, озаботился вопросом автономного питания любимого КПК Loox 720. Родного аккумулятора там хватает где-то на 4-5 часов спокойной работы типа чтения книжек.

В продаже есть готовые преобразователи на 5 В с выходом USB, работающие от одной батарейки AA/AAA, но они, разумеется, очень слабые, и годятся только для того, чтобы слегка подзарядить севший телефонный аккумулятор. У Loox'а аккумулятор аж на 1.6 А*ч, и для его зарядки с нуля нужен пятивольтовый источник минимум на два ампера. Для зарядки с 50-90% достаточно одного ампера, а для подзарядки где-то на последние 10% - порядка 700-800 мА.

Фабричных преобразователей, работающих от батареек, и дающих ток хотя бы в 1 А, мне найти не удалось. Есть только "автономные батареи" - преобразователи со встроенным аккумулятором, которые можно подключить, как резерв, а потом эту батарею опять-таки придется заряжать от сети.

Проблема еще и в том, что у Loox дурной контроллер зарядки - он не умеет тянуть из внешнего источника нужный ток непрерывно, а отбирает максимальный (1-2 А) короткими импульсами шириной в несколько десятков миллисекунд. Если источник может давать порядка 700-800 мА непрерывного тока, немного помогает большая (2000-4000 мкФ) емкость на выходе, но и она спасает лишь при почти полностью заряженном аккумуляторе.

Выходом, очевидно, стал бы автономный источник питания, подключаемый к почти полностью заряженному КПК, поддерживающий заряд аккумулятора и одновременно питающий сам КПК. В таком режиме потребление энергии от батареек было бы минимальным, и не требовался бы высокий КПД преобразователя, поскольку на малых токах потери невелики.

Еще в прошлом году я спаял кабель питания с USB на стандартный "свисток", что дало возможность заряжать Loox от компьютера с достаточно мощным USB-выходом. Также у меня валялся самодельный переходник со стандартного 4-контактного разъема компьютерного блока питания, которым подключают жесткие диски и CD-ROM, на автомобильный разъем "прикуривателя", чтобы можно было быстро запитать от БП какой-нибудь автомобильный причиндал. В машине же прочно прописался преобразователь с выходом USB на 1 А, который очень даже неплохо заряжает и одновременно питает Loox.

В итоге, после чтения форумов вроде этого и серии экспериментов (спасибо Сергею Подстригайло за ценную информацию), были куплены две кассеты под батарейки AA и сложены "спина к спине", образовав кассету на восемь батареек. Дополнительно был куплен еще один преобразователь, Robiton USB1000/Auto, в котором, кстати, оказался приличных размеров дроссель на кольцевом сердечнике, а не мелкий на прямом, как в большинстве. Регулятором там, впрочем, работает та же традиционная MC34063 с ее никакущим КПД, но с этим пока возиться лень.

Получилось вот что:

Набор

У меня скопилось с десяток батареек AA, которые мой вредный фотоаппарат Casio QV-R40 подразрядил где-то процентов на 30, после чего отказался с ними работать; эти батарейки я и набил в кассету для проверки: в одну сторону - GP Ultra, в другую - GP Super Alkaline (знаю, что так лучше не делать, но восьми одинаковых не нашлось). На самом деле, сначала я попробовал запитаться от шести, но такой вариант только подзаряжал выключенный Loox. Восемь же батареек уже легко держали работающий Loox, заряжая одновременно аккумулятор.

Сначала я просто поднял до максимума яркость экрана, доведя потребление тока от аккумулятора примерно до 200 мА - это должно было гарантированно перекрыть потребности КПК в рабочем токе при чтении книг и прочей спокойной работе. Затем разрядил аккумулятор где-то до 90%, после чего подключил источник. Сразу пошла зарядка, осциллограф показал практически полное отсутствие импульсных просадок на батерее, общее же напряжение батареи было в районе 10.5 В (напоминаю - батарейки были частично разряжены). Рабочий ток КПК контролировал с помощью утилиты BattShow от того же Сергея Подстригайло.

Около часа КПК лежал включенным и светился, заряд стоял на 100%, микросхема преобразователя слегка нагрелась (градусов до 45), уменьшения напряжения батареи не произошло. Тогда я запустил фильм из файла MPG (плейер TCPMP), на максимальной громкости. Прокрутил фильм где-то трижды (4.5 часа) - зарядка не прекращалась, но напряжение просело где-то до 9 В, батарея нагрелась до 30 градусов, одновременно нагрелся КПК (46 градусов по датчику температуры аккумулятора). Микросхема преобразователя была чуть теплее, но несущественно.

Потом я отключил источник, погонял фильм до тех пор, пока аккумулятор не разрядился до 50%, остановил фильм и подключил источник снова. Зарядка шла где-то секунд 20, MC34063 быстро нагрелась градусов до 80 (разумеется, ток-то какой), и зарядка прекратилась. Зарядил от сети до 60%, повторил попытку - то же самое. Зарядил до 70% - с этого уровня уже пошла нормальная зарядка от источника, микросхема при этом грелась где-то до 50-60 градусов, напряжение на батарее просело до 8 В. В этом режиме КПК благополучно зарядился до 100%, но при попытке запустить фильм зарядка прекратилась, и больше не возобновлялась, но от аккумулятора ток потреблялся совсем небольшой, около 20 мА (яркость по-прежнему стояла на максимуме).

Тогда я снизил яркость до привычного минимального уровня - в этом режиме КПК берет от аккумулятора порядка 75 мА в режиме простоя. Источника, даже с почти разряженными батарейками, опять-таки хватает для поддержания заряда и питания включенного КПК без отбора тока от аккумулятора. Микросхема почти не греется. Сейчас лягу спать, оставлю это дело включенным - если источник таки сдохнет, КПК автоматически выключится. Жаль, не получится узнать, сколько ему удалось прожить :)


  • 1
если сесть в самолет и достать все хозяйство - блок батареек с 4-контактным выходом, к нему подключить переходник на "прикуриватель", в тот воткнуть "прикуриватель-USB", далее USB-кабель со "свистком" на конце, а ко всему этом подключить КПК, то посчитают как минимум террористом :-) Особенно если дьявольски усмехнуться и сказать "аллах акбар" :-)

Об этом я уже подумал, равно как и о досмотре в аэропорту :) Но таки решил, что набор совершенно стандартных причиндалов должен вызывать меньше опасений, нежели непонятное устройство с батарейками и проводами, перемотанное изолентой :)

Вопрос

(Anonymous)
Хочу такую же штуку, готов обсудить финансовый фопрос по созданию 2-3 экземпляров.
Только мне не для перелёта, а для навигации по GPS в многодневном походе.
КПК с программой OZIExplorer меня вполне устраивает, но аккамулятора хватит на полдня макс,
а надо на 5-6 дней.

если есть интерес, позвоните +7 926 654-01-47 или почтой
alexandr[гав]marko.su

выкинь свой люкс, что это за кпк который нормально от 4 батареек не может зарядиться. у мя кутек был с 200 тот от трех енерджайзеров раз 7 заряжался с нуля. и вообще в последнее время я понял что таскать с собой самоделкины и вообще кучу подзаряжающих дивайсов это не кстати, купил себе батарею совмещенную с солнечной батарей в одной коробочке и теперь вообще не жалуюсь, ни в походе, ни в командировках. и от сети зарядить ее можно ,и от солнца а от нее уже заряжай че хочешь либо мою нокию n93 которая тоже жрет не мало, либо GPS либо нетбук acer, только джамперы не забывать переставлять на нужный вольтаж и вообще меня как пром. дизайнера передергивает когда вижу коробочки обмотанные изолентой и куча проводков, всетак не 20 век на улице=)

Простите, а Вы не подскажете, я ищу свисток - чтобы заряжать в автомобиле. Тот, который в комплекте шел - расшатался и сломался. Его реально где-то найти в продаже?

Реально, конечно - в сервис-центрах, где ремонтируют КПК, но Вас может не устроить цена. Альтернатива - купить на eBay USB-кабель, подходящий по разъему (поищите в сети модели КПК с аналогичными разъемами), и перепаять.

Спасибо! Нашел в продаже за 300 рублей готовую зарядку в прикуриватель.

  • 1