?

Log in

No account? Create an account

Евгений Музыченко

Previous Entry Share Next Entry
Какие у нас прелестные авиационные правила
emuzychenko
Купил я еще в мае для Алькиных детей и ее сестры билеты у S7 в Анапу, на прямые рейсы. В середине августа сестра начала намекать, что поехать вряд ли сможет, поскольку не получается договориться с преподавателями в универе - стали срочно искать замену, ибо детей до 5 лет без сопровождения не возят. Я позвонил в S7, объяснил ситуацию, попросил переоформить билет на другого взрослого, там ответили, что так не делают - нужно сначала сдать билет, а потом сыграть в лотерею "успей купить билет на тот же рейс". То, что это билет сопровождающего группы детей, их не волнует. Вариантов с доплатой не предлагают. При этом на рейс туда билеты есть, на обратный - уже нет.

Я по этому поводу злобно написал в форуме на НГС, в ответ на меня наехало несколько человек, работающих в этой сфере, причем аргументы у всех были стандартные: разреши переоформлять билет на другого пассажира - сразу же спекулянты начнут выкупать все билеты. Собственно, и при имеющейся схеме ничто не мешает купить билеты на всех родственников и знакомых, а потом искать покупателя, сдавать билет, который тут же попытается купить клиент. Даже если за эти 5-10 минут место и успеют перехватить - спекулянт либо не теряет ничего, либо теряет порядка 400 рублей сбора. То есть, существующая политика по-прежнему выгоднее для спекулянта, чем для честного пассажира.

В процессе этих разборок совершенно случайно выяснилось, что обратный рейс уже полтора месяца, как отменен. Звоню в S7, спрашиваю, какого черта мы об этом не знаем. Там с этаким наездом в стиле "а хули вы хотели?" отвечают, что вылет аж через месяц, и "позже" нас непременно уведомили бы. Если хотим - могут перевезти параллельным рейсом через Домодедово (а каково детям лететь лишних четыре часа, и кто будет оплачивать питание в Домодедово, их опять-таки не волнует), а не хотим - можем оформить "вынужденный отказ", и нам вернут деньги за билеты.

Этот "вынужденный отказ" - просто шедевр правовой софистики. :) Породил его Минтранс в своих Федеральных Авиационных Правилах (ФАП). Выглядит это так: если пассажир не желает соблюдать положения договора перевозки (предъявить документ, вовремя пройти регистрацию, пройти досмотр, не провозить запрещенных вещей, соблюдать правила поведения в самолете), то перевозчик, согласно основным положениям гражданского права, может в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки, не возвращая пассажиру стоимость билета, либо возвращая только ее часть - то есть, подвергнуть пассажира определенному штрафу. Если же перевозчик не желает соблюдать положения договора (подать самолет вовремя, следовать по оговоренному маршруту и т.п.), то это называется "вынужденным отказом пассажира от полета", и перевозчик возвращает только сумму, уплаченную за билет.

Получается совершенно прелестная картинка: если я в мае купил билет на сентябрь, а в августе хочу поменять дату - меня убеждают, что с мая цена повысилась, и мне придется доплатить до текущего тарифа. Если же авиакомпания в мае продает билеты на рейс, который отменяет в июне, а в том же сентябре предлагает либо везти по более неудобному маршруту, влекущему дополнительные проблемы и затраты, либо вернуть майскую стоимость билета - крайним снова получаюсь я, как пассажир, а компания на мне либо заработает, либо ничего не потеряет.

Вообще, удобный способ организации беспроцентного кредита: продаем билеты за полгода, за неделю до вылета отменяем рейс и возвращаем деньги, в течение полугода попользовав их совершенно на халяву. Надо будет посмотреть статистику отмен - вполне возможно, этим кто-то уже давно пользуется.

Еще надо будет заняться составлением "обращения гражданина" для отмены этого положения ФАП, как противоречащего нормам гражданского законодательства и установившимся правилам гражданского оборота.

В итоге, посовещавшись, согласились на перелет транзитным рейсом. А через пару дней Алькина сестрица заявила, что она не полетит, ибо мама ей запретила. :) В итоге сестрица была послана, билеты сданы, план поездки кардинально изменен. :)