Евгений Музыченко

Previous Entry Share Next Entry
О качестве CD-DA и слепом тестировании :)
emuzychenko

На форуме набрел на упоминание статьи "Audibility of a CD-Standard A/D/A Loop Inserted into High-Resolution Audio Playback". Там два мужика (оба члены AES) вставили между проигрывателем SACD/DVD-Audio (который, как я понимаю, умеет до 24/96) и усилителем пару из ЦАП-АЦП на 16/44.1 (стандартное качество CD Audio), ну и переключатель соответствующий. Более пятисот слушателей дали верные ответы в среднем в половине случаев. :)


  • 1
Вот пара фрагментов из статьи о сравнении цифровых звуковых фрагментов:

Трюки с громкостью

Человеческое ухо способно уверенно и сознательно выявлять различия амплитуды с точностью до ~1 дБ, эксперименты же показывают, что бессознательно человек способен улавливать различия до 0.2 дБ. Практически всегда людям кажется, что лучше звучит то, что громче, и 0.2 дБ для этого может быть достаточно. В ходе любого сравнения, где объекты тестирования тщательно не выравнялись по громкости, выбор скорее всего падет на объект с большей громкостью, даже если осознанно эти различия не улавливаются. В области аудио маркетинга этот трюк известен давно.

Профессиональный стандарт тестирования требует соответствие громкости с точностью до 0.1 дБ или выше. Для этого часто требуется осциллограф или анализатор сигналов. Повертеть ручки громкости до тех пор, пока два источника будут звучать примерно с одинаковой громкостью — отнюдь не достаточно.
Клиппинг

Клиппинг является еще одной причиной ошибок, зачастую обнаруживаемых только впоследствии. Даже два клиппированных семпла (или их продукты) могут привести к слышимым отличиям от исходного сигнала без срезов.

Опасность клиппинга особенно высока во время испытаний, в которых используется генерация, ресемплинг или другие манипуляции с сигналом в режиме реального времени. Скажем, мы хотим сравнить качество семплирования с частотой 48 кГц с исходными 192 кГц. Простейшим способом будет даунсемплинг 192->48, апсемплинг обратно в 192 кГц, а затем сравнение с оригиналом в ABX тесте. Это решение позволяет исключить любую возможность влияния специфики работы оборудования с различными частотами дискретизации, переключения опорной частоты и т.п.; то есть мы можем использовать один и тот же ЦАП для воспроизведения обоих семплов, переключаясь между ними без изменения режима работы оборудования.

К сожалению, мастеринг большинства записей выполнен с использованием всего динамического диапазона цифрового сигнала. Обычный ресемплинг в таком случае может привести (и практически всегда приводит) к срезам. Потому необходимо также отслеживать клиппинг (исключая клиппированное аудио) или же определенным образом предотвращать его, например используя занижение уровня.


Я это давно подозревал, а теперь вот и подтверждение нашлось.

Ээээ... А это правда, что инженеры с профильным в/о не понимают теорему Котельникова? Это же фундамент. Так можно договориться и до непонимания рядов Фурье.

Куда катится мир?

Наверное, речь идет об упомянутом в статье непонимании того, что частоты ниже половины частоты дискретизации, при правильной фильтрации сигнала, восстанавливаются математически точно (а не приближенно, с какой-то конечной крутизной спада).

А наличие профильного в/о даже у работающих по специальности не гарантирует правильного понимания фундаментальных вещей. :) Я вот получил вроде бы профильное образование по специальности "прикладная математика", однако сути многих чисто математических понятий и методов вообще не понял, а некоторые понял лишь после объяснений, данных умными спецами. У нас на кафедре большинство преподавателей вообще было откровенно слабым, а некоторые и вовсе толком не понимали того, чему учили.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account