Евгений Музыченко

Previous Entry Share Next Entry
Управлять тем, что движется
emuzychenko
Психологи выделяют ещё один важный момент - человеку удобнее управлять тем, что движется. Т.е. у "нас" движется силуэт самолёта - мы им и управляем. У "них" движется ГОРИЗОНТ! Если мы инстинктивно начнём управлять тем, что движется, то (посмотрите картинтки) крен завалим обратный желаемому (см. список катастроф).

Любопытно: связь между движением и управлением вроде бы кажется очевидной, однако в озвученном виде я ее впервые встретил только что, в этом посте двухлетней давности. А ведь много читал и материалов расследований, и теоретических исследований проблем управления полетом, и дискуссий между пилотами. Различия в авиагоризонтах упоминаются часто, столь же часто упоминается, что отечественный тип индикации удобнее для определения заранее неизвестного пространственного положения, а почему это так - нигде раньше не встречал.

  • 1
А трехмерный индикатор не проще для понимания? Там ведь можно ещё тангаж показывать и рысканье.

В области трехмерных вроде что-то делается, но пока без особого эффекта. Там, собственно, основная проблема в том, как быстро и надежно определить потерянное пространственное положение. Например, в сплошных облаках или ночью над морем, ориентиров никаких, вдруг отказ двигателя или автопилота, самолет интенсивно кренится, задирает или опускает нос, а пилоты в панике не могут сообразить, в каком положении он находится и куда вращается. Перегрузки знакопеременные, ощущения сплошь ложные, начинают дергать рули туда-сюда, чем еще больше усугубляют.

Тангаж любой авиагоризонт неплохо показывает, чем трехмерный для этого может быть лучше? А под рысканьем ты имеешь в виду скольжение?

Угу, я понял, речь идёт не об удобстве считывания положения борта по двум осям в обычных условиях, а об интуитивности индикации, то есть о бессознательном и мгновенном синхронизировании этой индикации с моделью борта в пространственно-моторном сознании пилота.

Рысканье это yaw. Вроде стандартный термин, разве нет?

Тут речь в основном о больших транспортных самолетах, в которых руль направления в нормальном пилотировании не используется вообще.

Кстати, трехмерная индикация положения тоже вряд ли будет идеальной - обозревается-то она с одной точки. Картинку надо показывать так, чтобы положение самолета воспринималось быстро и безошибочно. Например, покажешь вид строго с хвоста - изменения по отдельности крена или тангажа при втором параметре, близком к нулю, будут восприниматься хорошо, а вместе - уже ой. Покажешь чуть сбоку - в стрессовой ситуации непременно возникнет иллюзия поворота в ту сторону, с которой показана картинка - будут рефлекторно дергаться выправлять.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account