Евгений Музыченко

Previous Entry Share Next Entry
О вязкости моторного масла
emuzychenko

Уже давно заметил, что получила массовое (и среди автомобилистов, и среди продавцов, и даже среди ремонтников) распространение идея о том, что рекомендованная производителем двигателя вязкость моторного масла относится лишь к "совсем новому" двигателю, да и то при его эксплуатации в родной стране. Если же двигателю несколько лет и хотя бы несколько десятков тысяч пробега, а также если он работает в стране с более суровым климатом (например, немецкий или японский в России), то нечего смотреть на рекомендации, нужно выбирать более вязкие масла. Например, если рекомендовано SAE 30, то уже после 50 тысяч нужно переходить на SAE 40, а после 100 тысяч - на SAE 50.

На вопрос, откуда растут ноги у этого убеждения, хорошо отвечает, например, вот эта статья. Если кратко, то масло повышенной (по отношению к рекомендованной) вязкости имеет смысл использовать только в одном случае: когда рабочая температура двигателя намного выше 100 градусов, для которых нормируется "горячая" вязкость, а масло используется самое простое, которое быстро разжижается с ростом температуры. То есть, это решение - для любителей крутить движок до 4-5 тысяч и выше, используя при этом самые дешевые масла. Для тех, кто использует хорошие синтетические масла, не склонные чересчур разжижаться при высоких температурах, и ездит на умеренных оборотах, завышение вязкости никакого смысла не имеет (кроме, конечно, оттягивания таким путем момента замены протекающих  сальников или стертых колец), и приведет лишь к увеличению расхода топлива.

Еще одно очень стойкое убеждение современности - о том, что масла с вязкостью SAE 20 якобы стали применяться совсем недавно, в самых новых двигателях разработки 2000-х, а двигателям более старых разработок однозначно требуются более вязкие. Из интереса я провел кое-какие изыскания, и обнаружил, что это тоже полная чушь. Например, в руководстве по автомобилю ГАЗ М-20 "Победа" (50-е годы XX века) рекомендовано в летний период использовать масло АСп-5 (вязкость 5 сСт), либо Автол-6 (типовая вязкость - 6 сСт, предельная - около 7.5). При сильном износе цилиндро-поршневой группы - АСп-9.5 (9.5 сСт) либо Автол-10 (10 сСт). При этом вязкость масла SAE 20 при 100 градусах - 5.6-9.3 сСт, 30 - 9.3-12.5, 40 - 12.5-16.3. То есть, даже для сильно изношенного победовского движка заводом было рекомендовано масло SAE 20, а для исправного - еще более жидкое.

Понятно, что степень сжатия (а следовательно, и нагрузки в ЦПГ и КШМ) в тех движках были ниже, поэтому и вязкостью масла можно было обойтись меньшей. Однако, в любом случае, лучше всего о параметрах двигателя знает его производитель, а не гаражный механик, и тем более не продавец в отделе смазочных материалов. :)


  • 1
Немножко уточню: двигатель М-20 - это локализованный Додж Д5 около 1930-го года.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account